Создан музей в 1994г. 7 февраля 2004г. ему исполнилось 10 лет, паспортизирован
в декабре 2001 г, свидетельство №8206.
Содержание
экспозиций составляют подлинные фотографии, предметы крестьянского
быта, труда, одежды и искусства, книги, журналы, нумизматика, реконструкции
интерьера комнаты учителя 50-х годов. Оформление и оборудование
экспозиций составляют стенды, «раскладушки», планшеты.
Экспозиция
занимает две комнаты общей площадью 50 кв.м. на втором этаже НСОШ.
Фонды музея состоят из основного и вспомогательного. Особенностью
является то, что все экспозиции созданы руками учителей и учащихся
школы. В первой комнате - зал боевой славы «Память сердца» и экспозиция
«История Никологорского погоста», во второй комнате - экспозиция
«Комната учителя 50-х годов прошлого
века» и зал старины. Есть разборные экспозиции: «Поэтические
Никологоры», «История предприятий поселка», «Наши корни», «Летопись
школы», «История храмов и священнослужителей поселка», «Учитель,
перед именем твоим», «Руками золотыми назовем» (о трудовых династиях),
«Они были первыми» (о главах поселка).
Каждый
год в день Учителя приглашаем ветеранов педагогического труда, разворачиваем
экспозицию «Учитель, перед именем твоим» и проводим вечер общений
и воспоминаний при свечах «От всей души».
Традицией
стала встреча ветеранов Великой Отечественной войны в зале боевой
славы «Вспомним всех поименно». Ежегодно совместно с РОСТО проводим
автопробег «Никто не забыт» по маршруту Никологоры – Лукново - п.Октябрьский
- Б. Высокого - Серково – Степанцево - Никологоры. Возлагаем венки,
проводим митинги и концерты у памятников павшим в центре поселка,
у фабрики и у памятника павшим учителям и ученикам около неполной
средней школы. Ребята из музея следят за состоянием памятников поселка,
ухаживают за могилой воина-интернационалиста Евгения Игошина. Каждый
класс получил задание к 65-летию Победы и взял шефство над ветеранами
войны и тыла. Пополняя фонды музея новыми вещественными экспонатами,
краеведы собирают и изучают местный фольклор. Музей является
основой
серьезной воспитательной работы: на его базе проводятся общешкольные
праздники: Дни знании, ветеранов, праздники поэзии, встречи со старожилами,
организуются выставки детского рисунка, поделок, проводится работа
кружков (краеведческих, "Умелые руки", "Кройки и шитья").
В
музее ведется поисково-собирательская работа: второй год работаем
по теме «Поэтические Никологоры». 2003-2004 учебный год собирали
материал о местных поэтах, с 2004-2005 учебного года ведется работа
об И.В.Ганабине: побывали в однодневном походе к месту рождения
Ганабина, деревне Коломиха, беседовали с жителями д.Харино и д.Шатнево,
послали запрос в город Южу Ивановской области, чтобы отыскать родственников
и сослуживцев поэта. Восстанавливаем связи с местами захоронения
наших героев - земляков: в Германии - могила бывшего директора школы
В.И. Муравьева, под Рыльском - братьев Парфеновых, в селе Староселье,
в Белоруссии, - братская могила 20 погибших никологорцев. Начата
научно- исследовательская работа «Первые захоронения Никологорского
погоста»: 1 -й год (2004-2005) - Городовы, 2-й год (2005-2006) -
Зеленины. Вторая группа ребят работает по топонимике «Пестрая карта
Никологорского района». 1 -и год (2004-2005) - Харинский, Шатневский,
Приозский сельские Советы. 2- год (2005-2006)- Галкинский, Эдонский,
Буторлинский сельские Советы; 3- год (2006-2007) - Октябрьский,
Паустовский, Сергеевский сельские Советы. Создано научное общество,
где ребята готовят доклады и рефераты, проводят конференции (по
книге Солоухина «Владимирские проселки»).
Активисты
школьного музея ведут работу среди населения. Гостями нашего музея
бывают родители, школьники, учителя округа Вязники и Владимирской
области, односельчане, местные поэты.
Музей
часто используется в образовательном процессе: на уроках литературы,
истории, русского языка, географии, в начальном звене, технологии.
Во
внеклассной работе и социуме используются отдельные экспозиции музея:
«О чем нам рассказал комод», «Посиделки у бабы Дуни», «Русское чаепитие»;
организуются выставки - «Ярмарка прикладного творчества начала 19
века».
Развитие
инновационных процессов деятельности музея: разработана по региональному
компоненту и апробируется программа «Литературное краеведение».
Начата работа по составлению плана работы музея в новом жанре: музей
- театр. Провели теоретический семинар «Театр - в музее». В работе
используем разные формы работы: экскурсии, заочное путешествие,
встречи, викторины, телемост, круглый стол, пресс-конференция; ребята
снимают видеосюжеты, проводят анкетирование, социологические опросы
(об Иване Ганабине).
Организуем
экспедиции пешим ходом, на школьном автобусе, на велосипедах по
окрестным деревням с целью бесед со старожилами, пополнения фондов
музея. Начата социологическое исследование «Смертность и рождаемость
в поселке» по данным переписи. Восстанавливаем карту бывшего Никологорского
района, происхождение деревень и их названий, миграция населения
деревень. Ведется летопись поселка Никологоры и выпускников средней
школы.
Каждый
год участвуем в уборке парка культуры, скверов, леса. Создаем
макет центральной части поселка 50-х годов.
Материалы
о работе музея печатаются на страницах районных газет «Маяк» и «Вести
района», областной газеты «Призыв», проводятся беседы и заочные
экскурсии по школьному радио, участвовали в передачах Никологорского
радио до реструктуризации.
Поддерживаем тесную связь с Вязниковским историко-художественным
музеем (участвуем в краеведческих чтениях, конкурсах), со станцией
юных туристов (участие в краеведческих конференциях).